Студия декора и аксессуаров MariAmi Студия MariAmi предлагает создание неповторимых свадебных аксессуаров, атрибуты для тематических свадеб и фотосессий, подарки для гостей и многое другое. Главная   /   О сайте   /   Новости   /  

Подготовка к Новому Году

Бисероплетение

Немного истории

Техника низания

Виды бисера

Несложные цепочки

Цепочки посложнее

Ажурные цепочки

Цепочки с зубчиками

Мозаичные изделия

Шнуры объёмные

Ажурные воротники

Тканые изделия

Гайтаны и герданы

Плетение украшений

Фигурки из бисера

Вышивание

Лепка из солёного теста

Вязание

Шитьё из лоскутков

Игрушки

Макраме

Искусство батика

Полезные мелочи

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Низание, как плетение, ткачество, вышивание и другие ремёсла, имеет свою многовековую историю и особенности развития. Много веков назад из глухого непрозрачного стекла в Древнем Египте изготовляли искусственные жемчужины – бусер, бусра – откуда и пошло настоящее название мелких, слегка сплюснутых бусинок. Украшения, снизанные из мелких бус и бисера в Древнем Египте и Индии, на протяжении столетий занимают видное место в одежде народов Ближнего и Дальнего Востоку, в Африке, на Американском континенте и островах Тихого океана, в Европе и Азии.
 
В зависимости от их места в костюме украшения подразделяются на шейные, нагрудные, поясные, наспинные. Ими украшают шею и грудь, голову и косы, головные уборы и даже спину. Они бывают длинными и короткими, узкими и широкими, плоскими и объёмными, сплошными и ажурными, с ровными и зубчатыми краями, в виде прямых полос и закруглённых воротников, однотипными и разноцветными. Нижний край изделий украшают бахромой и петлями из бисера и стекляруса. Раньше прикрепляли к бисерным изделиям монеты, крестики, иконки, колокольчики, ракушки «каури».
 
Носили украшения в разных странах по-разному: по одному или несколько одновременно, каждый день или только в праздники, с детства и до старости или только в молодые годы. Во многих районах, где изготовляли украшения, они были неотъемлемой частью не только женского, но и мужского костюма.
 
Изготовляли украшения вручную или ткали на специальном станочке, набирая бисеринки на суровую нитку, конский волос или тоненькую проволочку. Переплетая нитки с набранными бусинками, нанизывая бисеринки по счёту на нитку, мастерицы создавали яркие красочные или монохромные узоры из чередования геометрических фигур и стилизованных растительных или зооморфных (птицы, звери) орнаментов.
 
Рисунки для украшений мастерицы выдумывали «из головы» и заимствовали из узоров тканых и вышитых изделий. В зависимости от местных условий и размера применяемого материала – бисера и стекляруса, орнаментальные мотивы украшений бывают крупные и несложные или же мелкие и густые.
 
Во времена Киевской Руси женщины и дети носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов разной формы и цвета. Для украшения одежды и изготовления ювелирных изделий наряду с драгоценными камнями применяли не только привозной, византийский бисер, а и местные бусы разных размеров, и бисер, изготавливаемый в местных кустарных стекольных мастерских.
 
Начиная с 18 столетия бисер, ввозимый из Венеции и Богемии, стали применять в домашних рукоделиях и украшении народного костюма. В связи с увеличившимся спросом на бисер и стеклярус, великий русский учёный М.В.Ломоносов открыл Усть-Рудинскую фабрику под Ораниенбаумом (ныне г. Ломоносов), которая в 1754 году дала первую продукцию: бисер и стеклярус, гранёные камни и броши, цветные стёкла для мозаики и т.д. Наряду с привозным использовался бисер, изготовляемый в небольших кустарных мастерских Киевской, Московской, Казанской и других губерний России для нужд местных ювелиров, ремесленников и рукодельниц.
 
Женщины и девушки низали длинные ленты подвесок и ажурные воротники, пояса и серёжки, косники и косоплёты, украшали головные уборы бахромой, поднизями, ряснами и позатыленями. Разнообразные по форме, орнаментальным мотивам и колориту, размерам и технике изготовления эти украшения придавали праздничность одежде, подчёркивали народность её форм, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей – народных мастериц.
 
Бисер обычно воспринимается как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом... В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом... и насыпаны стеклярусом по зеленой земле». Различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получили название «французские обои». Этими «обоями» был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II.
 
Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделялись женские головные уборы. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотым шитьем, стеклами в металлических оправах. Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения.
 
С середины XVIII века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым, поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.
 
 
Используются материалы
книги Э.Н.Литвинец
"И дивный видится узор"