Главная   /   О сайте   /   Новости   /  

Подготовка к Новому Году

Бисероплетение

Вышивание

Лепка из солёного теста

Вязание

Шитьё из лоскутков

Игрушки

Макраме

Искусство батика

Принадлежности для росписи

Нанесение разъединяющих средств

Полезные мелочи

НАНЕСЕНИЕ РАЗЪЕДИНЯЮЩИХ СРЕДСТВ

При нанесении на шелк (если он не подготовлен специально) жидкие краски обычно растекаются по всем направлениям, подчас неконтролируемо и чаще всего без образования чётких контуров. Предварительно нанеся разъединяющее средство, можно «положить конец» растеканию красок и даже разделить одно цветовое поле от другого. В этом и заключается основной приём техники росписи с нанесением контуров.
 
Применение различных техник значительно влияет на общее впечатление от живописи.

Тюбики, бутылочки и прочее

Контурные средства, растворимые в воде, продаются обычно в тюбиках, из которых их можно наносить прямо на шёлк. При желании можно устанавливать съёмные насадки для линий различной толщины. Контурная паста, как правило, продаётся в бутылочках. Перед работой ее переливают в пластмассовые бутылочки и наносят на ткань с помощью съёмных насадок.
 
При правильном давлении на тюбик или бутылочку линия получается достаточно равномерной. Добиться абсолютно одинаковых линий можно лишь с помощью специального устройства для нанесения контуров. Очень удобно работать с устройством для нанесения контуров, подключенному к электрическому насосу, что освобождает от необходимости постоянно надавливать на пластмассовую бутылочку. Картриджи с окрашивающими разъединяющими средствами очень легко могут заменяться.

Кофейничек для нанесения жидкого воска

Если тонкие линии нужно нанести горячим воском, то лучший инструмент – кофейничек для нанесения жидкого воска. Это пришедший к нам из Азии металлический кофейничек для воска, который прикрепляется к деревянной ручке и используется в технике батик.
 
Его погружают в расплавленный воск, держа под носиком тряпочку во избежание неконтролируемых капель, а затем можно воском наносить линии и точки. Однако предварительно следует поупражняться.

Грубые кисти

Горячий воск, растворимые в воде контурные средства, краски для росписи по ткани и уплотнители красок можно наносить и грубыми кистями. К примеру, широкие разъединяющие линии между густо окрашенными участками ткани создают интересные живописные структуры; сами они, с их светлыми и тёмными местами, могут служить привлекательным контрастом по отношению к окружающей их росписи.
 
Советуем вам иметь специальные кисти для этих средств и не пользоваться ими для работы с оригинальными красками, поскольку их очень сложно промывать. Растворимая в бензине паста для нанесения контуров очень крепко склеивает кисточки, в то время как кисточки для воска в горячем воске могут снова стать эластичными и мягкими.

Свободное разливание краски и нанесение капель

Вы когда-нибудь пробовали вылить разъединяющее средство на шёлк или капать его на шёлк, давая возможность образовываться пятнам? Если вы, к примеру, настолько разбавите пасту для нанесения контуров чистым растворителем, что она послушно будет стекать со старой грубой кисти, то без труда создадите живую волшебную игру линий. Часто вы сами заранее не смогли бы придумать столь своеобразные и привлекательные узоры.
 
Совет: сделайте однажды такую пробу в порядке эксперимента: продолжая работу над уже расписанным шёлком, попробуйте свободно разлить пасту. Вы будите, удивлены, насколько это оживит роспись по шёлку.

Нанесение линий мелом и техника втирания

Восковые мелки могут выступать в качестве разъединяющих средств. Свободно наносить рисунок удобнее, если перевернуть подрамник, чтобы можно было с достаточной силой нажимать на штифт. Прежде чем приступать к оформлению жидкими красками, эти линии надо сплавить феном.
 
Восковые мелки подходят также и для техники втирания: плоские предметы с ярко выраженной рельефной структурой подкладывают под шелк и с силой втирают в него мел.

Шпаклевание

Если смешать краски для росписи по шёлку с уплотнителем для красок, их будет легко наносить мазками или шпатлевать, в результате чего появляются широкие цветные разъединяющие линии. В качестве инструмента можно использовать кусок губки или картона. Этот способ одинаково пригоден и для бесцветного уплотнителя, и для контурных средств.

Оттиск

При нанесении густых красок для росписи по шёлку, прозрачного уплотнителя, пасты для нанесения контуров, контурных средств и им подобного на всевозможные структурированные материалы (пористые губки, скомканный картон и так далее) появляются совершенно неожиданные линии и поверхности. Такое экспериментирование с разъединяющими средствами очень способствует творчеству.
 
Для графической работы рекомендуется изготовить оригинальные клише: перенесите набросок на кусок пористой резины, вырежьте форму ножницами или монтажным ножом и закрепите ее кусочком клейкой ленты, к примеру, на кусочке дерева. С помощью клише и густых красок можно создать великолепные рисунки на больших площадях, в том числе на таких плотных шелках, как крепдешин или шелк-бурет. Затем поверхность с нанесёнными тиснениями оформляется жидкими красками для росписи по шелку.

Монотипы

Монотип – это особый вид техники оттиска, так называемый «разовый оттиск».
 
Для этого плоского оттиска лучше воспользоваться густыми красками для росписи по шелку. Их накладывают на плотную фольгу, стеклянную или пластмассовую пластинку, а затем процарапывают рисунок зубчатым шпателем, полоской пористой резины или картона, палочками или чем-либо подобным.
 
После этого на ещё мокрую краску осторожно накладывают натянутый шелк (рамой наверх), и рисунок сразу отпечатывается на шёлке. При необходимости можно осторожно надавить кусочком крепа. После того, как шелк будет снят (рисунок отпечатался в зеркальном изображении), краски должны хорошо высохнуть, чтобы они не смешивались с жидкими красками при дальнейшей росписи.
 
Если роспись зафиксирована, то во время стирки уплотнитель удаляется, а краска сохраняется и шёлк, который до этого был несколько жёстким, становиться снова мягким и струящимся.
 
Как только нанесенные на белый или расписанный шелк разъединяющие средства (паста, контурное средство, уплотнённые густые краски) высохнут, а линии восковых мелков будут обработаны феном, можно продолжить оформление ткани жидкими красками.
 
Каждой художнице, занимающейся росписью по шёлку, знакома ситуация, когда разъединяющая линия не «держит». Это проявляется в том, что жидкая краска для росписи по шелку перетекает на соседнее поле. Подобные ситуации являются поводом для огорчений и нарушают процесс росписи.
 
Поскольку не только начинающим приходится бороться с «кризисом пасты», мы приведём несколько советов, чтобы вам сэкономить время и напрасно не расстраиваться.

Консистенция

Прежде всего, важно, чтобы у пасты или средства для нанесения контуров была правильная консистенция. Об этом следует позаботиться перед тем, как начинать большую работу. Слишком вязкое средство может недостаточно впитаться в ткань, особенно в плотный шелк. Оно может также закупорить съёмную насадку. В случае необходимости это средство надо осторожно разбавить.
 
Но возможен и обратный вариант: слишком жидкое разъединяющее средство оказывает недостаточное воздействие.

Тест на отблеск и воду

Чтобы избежать перетекания жидких красок при росписи сквозь разъединяющие линии, имеет смысл проконтролировать оп всей длине полосу, нанесённую пастой или контурным средством.
 
Для прозрачных разъединяющих средств подходит тест на отблеск. Если держать подрамник с натянутым шёлком против света, то линии, выполненные пастой или контурными средствами, выступают как очень светлые. Если на некоторых участках они выглядят иначе, значит, там это средство недостаточно хорошо проникло в шёлк. Такую линию можно улучшить.
 
Кроме того, проводят тест на воду. Нанесите немного воды вблизи от разделяющих линий. Неплотные участки пропустят воду. Там тоже надо подработать линию, однако делайте это только после того, как шёлк высохнет. Время высыхания можно сократить с помощью фена.

От светлого к тёмному

Рекомендуем вам начинать роспись с более светлых поверхностей. Если всё же, несмотря на все меры предосторожности, появиться «перелив», то на светлой краске его удалить легче, чем на тёмной. Если при росписи светлыми красками выясниться, что линии достаточно плотные, то, в принципе, ничего плохого уже и не может произойти.