ИЗ ИСТОРИИ МАКРАМЕ
История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити, и он завязал первый узел. Позже первобытные охотники из шерсти животных и болотных трав плели сети.
Вначале человек делал примитивные, безузловые сети. Более устойчивая форма полотна сети получилась тогда, когда нити начали скручивать между собой. В скандинавских музеях можно увидеть сохранившиеся до наших дней остатки таких древних крученых сетей, сделанных из липового лыка. Этот метод плетения применяют и в наши дни рыбаки Мальты и Канарских островов при изготовлении крышек к корзинам.
На смену безузловым пришли сети на основе «свайного» и «перуанского» узлов. Такие сети плели рыбаки Перу, жители Океании и древние африканские рыбаки из бассейна реки Конго.
По мере совершенствования материала для плетения всё труднее было сохранить постоянную форму ячей сети. Нужны были нескользящие узлы. Такими узлами стали «рифовый» и «ткацкий». Изготовление сетей при помощи ткацкого узла практиковалось на северо-западе Европы очень давно.
На протяжении всего своего пути развития человечество относилось к узлам по-разному. Были периоды, когда узлы просто запрещали. Среди многих табу, соблюдение которых выпало на долю римских сенаторов, был запрет иметь на одежде хотя бы один узел.
На Руси вязать узлы – «наузить» означало «колдовать, знахарить, ворожить». Христианством на Руси осуждалось ношение узлов-амулетов. Но такое отношение к узлам было недолгим и неповсеместным. Некоторые народы, наоборот, считали, что узлы приносят известную пользу. Люди того времени, например, верили, что при помощи развязывания и завязывания узлов можно вылечить грыжу. Применяли их и для лечения переломов.
На востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли нужную информацию.
На греческих вазах часто встречается изображение Геркулеса, облачённого в шкуру льва. Передние лапы зверя завязаны на груди героя узлом, который люди так и назвали геркулесовым. Этим узлом завязаны концы одежд на плечах персонажей египетских фресок и стебли лотосов на золотых нагрудных украшениях фараонов.
Древние греки были уверены в магической силе геркулесового узла. Воины с его помощью перевязывали себе раны. Геркулесов узел завязывали на бечёвке и носили на шее как талисман. Моряки плели цепочки и привязывали их на вершину мачт, свято веря, что они уберегут их от бед.
В Древней Греции во времена народных гуляний предлагалось развязать и завязать такой сложный узел, как «турецкий». Это служило своеобразным соревнованием в ловкости. «Турецкий узел», возможно, и является тем легендарным гордиевым узлом, распутывание которого, по древним легендам, сулило власть над Азией.
Расцвет макраме относится к IX веку до нашей эры. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далёких странах.
В XIV веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. В кафедральном соборе в Мадриде найдены рисунки узоров и узлов макраме того времени.
Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии. Плетёным кружевом украшали покрывала, занавеси, одежду. Были открыты и первые школы макраме.
В начале XVII века макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. Тогда же оно стало очень популярным в Англии. В те времена многие модницы Европы украшали свои одежды узелковым кружевом.
Искусством плетения во все времена владели немногие мастера. Они создавали прекрасные образцы плетёных изделий: шторы, покрывала, чехлы для музыкальных инструментов. Кружево, которое они плели из золотых нитей, украшало одежды лиц духовного и королевского сана.
Как бы надолго не забывалось искусство плетения, оно возрождалось с новой силой и не только приобретало новые черты, но и меняло своё название. В разные времена искусство плетения называлось: квадратное плетение, узелковое кружево, мексиканское кружево, узелковая бахрома. И только в XIX веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть макраме. В переводе с турецкого «макрама» - это шарф или салфетка с бахромой, в переводе с арабского «миграмах» - это бахрома или шарф, украшенный плетёным кружевом.
Новая волна возрождения макраме началась в XIX веке. Образцы плетёных изделий того времени, хранящиеся в различных музеях мира, выполнены в основном на основе горизонтального узла (репсового или двойного) во всех вариациях: ромбы, цепочки, уголки, клеточки. Для плетения тогда применяли разнообразные материалы: шёлковые и хлопчатобумажные нити, шёлковый шнурок, золотую канитель, шерсть.
Макраме вновь возрождается и входит в моду. Плетёными изделиями – коврами, салфетками, абажурами, ширмами, а позже и шторами, кашпо – стали украшать комнаты. Плетеные панно стали комбинировать с ткачеством. Макраме нашло широкое применение и при создании таких предметов, как качалка, гама, беседка. Сейчас возможности макраме ещё более расширились.
Макраме завоёвывает всё больше и больше поклонников. Увлекаются плетением взрослые и дети. Приёмы узелкового плетения изучают на уроках школьники. Они с увлечением плетут красивые и нужные вещи.
Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом. Широки возможности макраме для творческого проявления личности. Вы берёте в руки обычную веревку, завязываете узелки и… сотворяете чудо.
Автор книги «Знакомьтесь с макраме»
М.М.Соколовская
|